du_bel (du_bel) wrote,
du_bel
du_bel

Category:

Радио похожее на черную тарелочку

"Боялись готовить есть: а вдруг сосед зайдет и увидит, что у них есть хлеб и донесет властям. Такой случай у нас был. Соседка пришла и попросила хлеба для детей в долг. Мама такой хлеб пекла, что на всю деревню славилась. Дала от чистого сердца. На другой день в доме был обыск, проверяли, чем мы питаемся. Ничего особого не нашли. Тогда забрали мамины ботинки…"


Наткнулся в сети на потрясающий сайт. Люди ходили по глухим сибирским деревням (Кемеровская область) и записывали на диктофон рассказы стариков 1912-1918 годов рождения про их жизнь.
Это последние свидетели коллективизации.
Просто волосы встают дыбом, когда читаешь эти истории. Это не как в учебнике статистические выкладки просматривать - картинки живые.

Но я пересказывать их здесь не буду, это надо читать целиком, лишь приведу некоторые цитаты и свое резюме. Что поколебало несколько некотрые мои стереотипы.

1. Почти у всех куча детей. Шесть - это "не очень много". Обычно 8-12.
я все-таки думал, что поменьше было

2. Удивила их шкала "бедность-богатство"
Я думал, что бедняк - это кто не имел ничего, ну, может курочку рябу там или захудалую лошаденку. Они там называют бедными тех, у кого и коровы, и лошади, и овцы, не говоря про свиней и кур, которых вообще даже считать впадлу.

3. Обилие техники и сложного сельхозоборудования в хозяйствах единоличников, в том числе импортного (американские) - веялки, косилки, маслобойни и т.д.
В советской подаче образ единоличника - деревянная соха и ручные косы. Да и позже этот образ особо не развенчивался.

4. Понятий кулак-середняк-бедняк вообще не существовало, пока его не привили большевики.
Соответственно никакой классовой борьбы на деревне не было в помине. Зажиточные хозяйства были островами стабильности, кредиторами семенного фонда, арендодателями инвентаря и механизмов, гарантами рабочих мест и сиротскими приютами.

5. Бедняки тоже не были в основной массе такой жаждущей кулацкой крови сволотой, как это стали представлять после перестройки. И не было к ним такого однозначно негативного отношения со стороны более зажиточных. Чаще всего бедными становились по чрезмерной многодетности, которая пороком не считалась.

"К беднякам люди относились по-всякому. К нам плохо не относились. Помогали, кто, чем мог. К богачам – так же, к одним хорошо, к другим плохо. Это от человека зависит"
 
"В книгах по коллективизации, написанных до перестройки, была показана нереальная картина по раскулачиванию. В этих книгах кулаки описывались только плохими людьми. А, вот, те, кто их раскулачивал, всегда рисовались работящими и честными людьми. В книгах после перестройки все зажиточные изображались умными, хорошими и душевными людьми. И то, и другое неправда!"

"Таких людей у нас в деревне больше десятка было. Раскулаченным не позавидуешь! Хоть мы и бедно жили, но зла им не желали. Мы за счет их и жили. Кулаки помогали бедным работой, хлебом. Поработаешь у них на поле, они тебя напоят, накормят и еще с собой дадут. Мы довольны были. Пойдешь к ним, с радостью встречают. А как иначе? Ведь работник пришёл. Жалко их было, когда раскулачивали. А крику-то сколько было!"

"У нас сильно богатых крестьян не было. Не было таких, которые круглый год работников держали. А когда сезон сельхозработ начинался, тогда мы шли к ним в наём. Мы к кулакам относились как к нашим помощникам в жизни"

"В семье моего отца было двенадцать человек. И никто, никогда не голодал. У нас было две лошади, корова, а также американская веялка-самотряска, молотилка с конным приводом и косилка. Бывало, запряжет отец коня, скосит и наше поле, и соседские. А соседи нам за это снопы вязать помогали. По-соседски и жили. Друг другу всегда помогали. Один – другого уважали. Уважительно жили"

"Когда кулацкое имущество распродавали, в нашей деревне его никто не покупал. Как можно брать чужое!? Понимали, что это не продажа, а грабёж. Как это? У тебя отобрали, а я купил? Это себя не уважать. А у нас люди уважали и себя, и соседа.
Деревня наша была старинной. Обычаи нам от дедов пришли, очень уважали обычаи, не смели их нарушать. Купишь такое - как сам и ограбил"

Кстати, там есть и воспоминания тех, кто раскулачивал и дочки председателя колхоза, вобщем полный плюрализм.
Поражает насколько все они запуганы - показания снимали уже в третьем тысячелетии, а они все еще боятся сказать лишнее. Иногда просто комично выглядит, как сначала рассказывают про голод, смерть детей и родственников, а потом "В колхозе было хорошо! Шли на работу - пели песни" или "А что коммунисты? При коммунистах порядок был!" 

"Да не трепи ты сильно, а то посадят!"

"Может, я что лишнего сказала, Вы уж меня извините. Не привыкла я к разговорам. Я все работала. А как я жила, меня никто никогда не спрашивал.
В наше время лучше было молчать, целее будешь"

"Хватит и тебе, дед, рассказывать. Видишь, он же всё на свою машинку записывает!"

Еще несколько цитат и умолкаю

Про слепую веру власти:

"Нам говорили, что Ленин наш вождь, и Сталин наш вождь. Мы им верили и делали, что они нам велели. Сталин был нашим хозяином"

Сталин внушал нам страх. Чувствовалась его сила. Когда он умер, было всеобщее горе. Я ревела навзрыд.
Власть? Не знаю, что это такое. Но думаю, что это то, без чего нельзя чувствовать себя уверенной, как бы нельзя полностью быть свободной

"За властью я не слежу. Знаю Президента. Мне и достаточно. А что там власть делает…
Это она себе проблемы наживает"


Про выборы и грамотность:

"В школу я не ходила. Она далеко была. И одеть нечего. Нас таких много было. Ликбезов тоже у нас не было. Я до сих пор грамоты не знаю. Пенсию могу посчитать. Подпись поставить тоже смогу. Бумаг, анкет никогда не заполняла. На руки нам документов не давали, чтобы мы куда-нибудь не сбежали из деревни. Сначала документы были в колхозе, потом их передали в совхоз. В правлении все заполняли, а я только работала"

"Выборы проходили весело. Шли как на праздник. В бюллетене стояла одна фамилия. Всё было ясно за кого голосовать. Да и начальство нам, бывало, зачитает за кого нужно голосовать, мы проголосуем, и веселимся"

"Это когда в 1937 г. проходили первые выборы. Колхоз зарезал быка, сварили суп. Установили такой порядок: проголосовал – садись за стол. Наливали тарелку супа и ставили стопку водки. Кто из полуголодных колхозников откажется при таких условиях проголосовать?"

"Наш председатель записался в колхоз раньше всех. Он грамотный был. Семь классов закончил. Такого образования ни у кого в деревне не было"

"Радио похожее на черную тарелочку было. Оно нам каждое утро говорило: «Доброе утро!»

О том, чо надо работать и все будет заибцом. Пиздеть - не мешки ворочать:

"Выдумали – нет работы. Да в деревне всегда работа есть! Я вообще не понимаю, как это нет работы!"

"Сейчас ругаются, что пенсию не выплачивают, да и мала она для проживания. Это так, конечно. Но у колхозников не было пенсии вообще. Старики жили за счет своего хозяйства, чушек держали"

"Сейчас жизнь и вовсе наладилась. Только надо, чтобы пенсию вовремя носили. А так, жить можно! Корову держу, козочек, кур. В общем, не жалуюсь. Да ещё дети, нет-нет, да помогут. Жить стало лучше. Хоть и давят народ ценами"

"Мне 89 лет, но я всё сама по дому делаю: и пол помою, и за водицей схожу. Закалка-то она много значит. Я, вот, и думаю, а если бы жизнь по-другому сложилась, дожила я до стольких лет или нет?! Наверное, нет! Потому что, хоть и суровая была жизнь, но люди хотели жить и жили. Жизнь – штука тяжелая. Но если хочешь жить – значит, будешь.

Никуда ты не денешься - ни от времени, ни от судьбы!"


Первоисточник - книга "Устная История"

Tags: наличная жизнь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments