Но я бы хотел свои пять копеек кинуть про забугорных геббельсов. Их самое большое достижение в последнее время – внедренный в массовое сознание тезис о том, что так называемое «государство», «власть», «правительство» с одной стороны и «страна» или «народ» с другой – абсолютно разные, немиксуемые и даже враждебные субстанции. Сепарация и противопоставление этих понятий в головах людей – взятая ими в последнее время высотка, на которой размещается выгодная огневая точка. И ее надо отбивать (это я к нашим геббельсам)
На самом деле государство – часть каждого, даже самого рядового, представителя нации. Носителем его черт является последняя кухарка. Оно фатально фрактально. Каждый из нас, окажись на необитаемом острове и став вождем дикого племени, построит модель власти, удивительно похожую на семью его прабабушки.
По большому счету, власть и государство – не какие-то отдельные инопланетные существа, и вообще не люди, это способ организации людей, и этот способ организации питает свои корни в традиции семейных и бытовых отношений, алгоритме взаимодействия людей на самом низовом уровне.
Можно бесконечно тасовать людей наверху, менять монархию на республику, коммунистов на эффективных менеджеров, но в результате все равно получится сами знаете что. А сами знаете что – никогда. Как в том анекдоте про фабрику детских колясок в СССР, когда ее работник натаскал домой запчастей чтобы собрать коляску, но как ни собирал, всегда получался автомат Калашникова.
Народ имеет тех правителей, которых имеет. В здоровом теле здоровый дух. Специфика сознания зависит от его носителя. И да, хочешь иметь светлую голову – держи тело в форме. Не надо ее отрезать и приставлять чужую.
Принятие тезиса «да, народ у нас вроде ничё, только государство – говно» - это мало того, что когнитивный диссонанс, но уже подписка на операцию по трансплантации. Типа кто бы нас на органы разделал не больно.
Как-то так