А ведь линейка общественного градусника будет даже подлиннее той, что за окном.
На одной её стороне – совершенный абсолютизм, на другой – полная анархия.
И тот и другой полюс практически недостижимы как абсолютный ноль по Кельвину с одной стороны и температура Планка с другой. А все общественные формации широко разбросаны по шкале примерно от нуля до ста по Цельсию.
Еще совсем недавно мы измеряли температуру в другом исчислении: Маркса-Энгельса-Ленина. Где полюс коммунизма соответствовал полюсу демократии на западной шкале и обозначал наивысшую степень свободного броуновского движения частиц в насыщенной энергичной среде, а полюс капитализма отображал степень отмороженности и заключения свободных частиц в кристаллическую решетку товарно-денежных отношений.
Какая система точнее измеряет температуру: западный
В любом случае градус системы не зависит от того, каким градусником его меряют.
Германия обошлась банальным капитализмом в 30-годы, кристаллизуясь в тоталитарный гитлеровский режим, США сегодня вымораживаются до состояния СССР в худшие свои годы. Войны и эпидемии, невиданные урожаи и засухи, научные открытия и торнадо, землетрясения и новые технологии, падения и взлеты мировой конъюнктуры на то или иное сырье и товары – вот те вещи, которые влияют на степень энтропии в обществе и идеология в этом наборе если и играет какую-то роль, то не более чем ветряные электростанции в мировом потреблении энергии. Идеология – последний довод разорившихся энергетиков. Ветроэнергетика не оправдала себя, хотя Гитлер и Сталин разработали довольно эффективные модели.
В суровые зимы броуново движение частиц замедляется и они становятся склонны к встраиванию в жесткие схемы, где каждому атому человеческой личности определено четкое место и амплитуда колебания. Сначала вещество превращается студень, а при дальнейшем снижении температуры – в агрегатный монолит. Если же энергии, поступающей извне достаточно много, то общество растекается наваристым бульоном с кругляшками жира на поверхности. Получите ваш заказ – чашка куриной демократии и два яйца.
Во все времена – в более-менее благополучные годы, с обильным урожаем, отсутствием эпидемий и войн – даже самые деспотичные правители ослабляли свою железную хватку и давали послабления своим подданным, но едва возникала внешняя угроза – даже самое демократичная новгородская республика выбирала на вече единоначальника и вставала как один под
Сегодня мы видим как образец демократии, США, если его потыкать иголочками авиалайнеров в небоскребы – сжимается будто студень красного калифорнийского червя или улитка, втягивающаяся в раковину, реагирует введением институтов, процедур и норм, характерных исключительно для тоталитаризма. Секретные тюрьмы, глобальный контроль и вмешательство в частную жизнь граждан, выбрасывание во внешнюю среду вонючей оранжевой струи. Что будет, если не дай бог рухнет доллар – страшно даже предположить.
С другой стороны Россия, традиционно имеющая высокий градус тоталитаризма в силу естественных причин – агрессия извне, разрушительные войны, суровый климат и расстояния и, как следствие относительная бедность и технологическая отсталость – в последние годы маленько отогрелась у газовой конфорки, выспалась как бомж в мировом парадном возле батареи центрального отопления и стала выглядеть очень даже прилично, и даже может себе позволить не расстреливать врагов народа, открыто демонстрирующих свою ненависть к ней на площадях ее столицы.
Получение дополнительной калорий извне – необходимое условие поднятия температурного столбика внутри системы. Уж как назвать – это второй вопрос. Прямой ли грабеж колоний, захватнические войны или честная торговля стеклянными бусами, ВТО или расширение валютного пространства, продажа природных ресурсов или захват рабов… а то и сочетание сразу нескольких источников.
Ни одна система за всю историю человечества, от римской империи до американского империализма, не была самодостаточна и потребляла органики больше, чем производила, хотя и начинала свое восхождение со сжигания внутренних источников, первый из которых и самый доступный – трудящийся человек. Паровоз большевизма остановился, когда в его топке было сожжено российское крестьянство, а попытка выхода на внешние источники дров провалилась. Америка начинала с черных дров, вывозимых с африканского континента и белых дров, самостоятельно переплывавших из Европы. Казалось, что топляк, выносимый мировым океаном к благословенным берегам, никогда не кончится, но сегодня не хватает и его и Америка совместно с Европой вышла на разработку ближневосточного дровяного бассейна.
Китай пошел по пути Советского Союза и уже почти истратил внутренние запасы желтых дров, хранившихся на складе – рождаемость стремительно падает, городское население превысило сельское, а городские дрова, я вам скажу – хуже торфа.
Вот такие мысли на сегодня. С теплом и лучиками света вас! С днем народного единства!